Потребность в надежной привязанности включает в себя:
❤️ Потребность в любви и принятии
Родительское послание: «ты дорог мне и нужен, даже если ты плохо себя ведешь, злишься, плачешь или хулиганишь». Так формируется крепкая внутренняя опора.
Если потребность фрустрируется, у ребенка может сложиться впечатление, что любовь надо заслужить. Во взрослом возрасте будут проблемы с самооценкой и зависимость от мнения других.
❤️ Потребность в безопасности и защите
Родитель своим поведением показывает, что рядом с ним ребенку ничего не угрожает, что он контролирует ситуацию и способен его защитить, также предупреждает ребенка о возможных опасностях, рассказывая как их можно избежать или справиться с ними. Это формирует ощущение безопасности.
Если потребность фрустрируется, ребенка начинают преследовать страх, тревога, ощущение беззащитности, мир воспринимается крайне опасным: страхи, фобии, плаксивость, тики.
Во взрослом возрасте могут развиться тревожные расстройства, депрессии, обсессивно-компульсивное расстройство и др. Также может быть повышенна агрессия или изоляция от общества.
❤️ Потребность в понимании и сострадании
Родительское послание: «Я понимаю, что с тобой происходит, я понимаю твои чувства, я понимаю, почему ты поступаешь именно так». Проявление сочувствия к ребенку дает ощущение, что его переживания и потребности имеют значение, формируется чувство принадлежности.
Если потребность фрустрируется, ребенок ощущает отвержение, формируются убеждения о том, что его эмоции не важны, и что никто и никогда не сможет понять его.
Во взрослом возрасте такие люди мало говорят о себе, больше слушают других, не сообщают о своих потребностях, не просят о поддержке, не чувствуют себя любимыми, желанными и ценными.
❤️ Потребность в поддержке и поощрении
Безусловная поддержка дает ребенку право на ошибку, на любой результат, возможность спокойно и уверенно продвигаться вперед, даже если что-то получается не сразу. Поощрение дает мотивацию на дальнейшие шаги. Ребенок знает, что всегда может рассчитывать на поддержку.
Если потребность фрустрируется, человек становится крайне уязвим к недовольству и критике, не уверен в том, что делает, зависим от мнения окружающих.
Во взрослом возрасте человек может быть чрезмерно сфокусирован на поиске признания либо же, наоборот, занимать позицию «мне это и не надо».
❤️ Потребность в наставничестве и направлении
Родитель может показать, направить, научить, на него можно опереться в трудной ситуации. С таким взрослым можно чувствовать себя спокойно, развиваться и постигать новое.
Две крайности — это гиперопека и гиперконтроль или слишком ранняя автономия, к которой ребенок не готов. Родителю важно помнить о балансе между потребностью в направлении и потребностью в автономии.
Если потребность фрустрируется, ребенок может чувствовать чрезмерную ответственность и тревогу, не знает как справиться со сложной задачей, пробует разные, не всегда удачные, стратегии поведения. В итоге есть риск сформировать представления о собственной некомпетентности и склонность к беспокойству.
Во взрослом возрасте человек будет чувствовать тревогу, растерянность, мучаться сомнениями. Диссонанс между внешней компетентностью и внутренней неуверенностью (синдром самозванца).
❤️ Потребность в стабильности и предсказуемости
Родительское послание: «ты желанный, ты нужный, тебе всегда здесь рады, я всегда рядом». Стабильная последовательная забота формирует ощущение поддержки, спокойствия.
Если потребность фрустрируется, человеку становится тяжело переживать любые, даже недолгие разлуки, есть страх, что к нему не вернутся, его бросят. Страх и ощущение нестабильности уменьшают способность к эмоциональной открытости.