Потребность в автономии также называют потребностью в самостоятельности, самоопределении и идентичности, самодостаточности и независимости, компетентности, эффективности.
Автономный человек сепарирован от родительской семьи, знает кто он, является самодостаточным, способен эффективно действовать и достигать поставленных целей, нацелен на успех, верит в себя и свои силы.
Важно, чтобы родители поощряли самостоятельность ребенка (в той степени, которая соответствует возрасту!), давали положительное подкрепление его успехам и достижениям, верили в него.
✨ Родительское послание: «Я в тебя верю. У тебя все получится!»
Потребность в автономии фрустрируется, если родители чрезмерно потакают, защищают, опекают ребенка (гиперопека) или, наоборот, почти не заботятся и не занимаются им (что бывает реже).
Критика результатов самостоятельной деятельности ребенка («ну что ты наделал?», «давай лучше я сделаю»), а также запугивания («не трогай, сломаешь», «упадешь, заболеешь») лишают ребенка инициативы.
Также, когда родители сравнивают ребенка с другими не в его пользу и не верят в его успех, у ребенка не формируется вера в собственные силы и возможности. В результате ребенок неспособен отделить собственное «Я» от личности родителя и начать функционировать независимо.
Взрослый человек с фрустрированной потребностью в автономии неспособен выстраивать свою идентичность и проживать собственную жизнь, не самостоятелен и слишком зависит от других, не умеет ставить цели и осваивать навыки, необходимые для их достижения, чувствует беспомощность и обреченность на неудачу, остается ребенком во взрослой жизни.