Потребность в автономии

Потребность в автономии также называют потребностью в самостоятельности, самоопределении и идентичности, самодостаточности и независимости, компетентности, эффективности.

Автономный человек сепарирован от родительской семьи, знает кто он, является самодостаточным, способен эффективно действовать и достигать поставленных целей, нацелен на успех, верит в себя и свои силы.

Важно, чтобы родители поощряли самостоятельность ребенка (в той степени, которая соответствует возрасту!), давали положительное подкрепление его успехам и достижениям, верили в него.

✨ Родительское послание: «Я в тебя верю. У тебя все получится!»

Потребность в автономии фрустрируется, если родители чрезмерно потакают, защищают, опекают ребенка (гиперопека) или, наоборот, почти не заботятся и не занимаются им (что бывает реже).

Критика результатов самостоятельной деятельности ребенка («ну что ты наделал?», «давай лучше я сделаю»), а также запугивания («не трогай, сломаешь», «упадешь, заболеешь») лишают ребенка инициативы.

Также, когда родители сравнивают ребенка с другими не в его пользу и не верят в его успех, у ребенка не формируется вера в собственные силы и возможности. В результате ребенок неспособен отделить собственное «Я» от личности родителя и начать функционировать независимо.

Взрослый человек с фрустрированной потребностью в автономии неспособен выстраивать свою идентичность и проживать собственную жизнь, не самостоятелен и слишком зависит от других, не умеет ставить цели и осваивать навыки, необходимые для их достижения, чувствует беспомощность и обреченность на неудачу, остается ребенком во взрослой жизни.
Упражнение:
1. Оцените (по шкале от 0 до 10), насколько потребность в автономии и компетентности была удовлетворена в Вашем детстве Вашими родителями и другими значимыми взрослыми:

Потребность в автономии и компетентности ____

2. К каким последствиям в Вашей жизни привели удовлетворение или фрустрация потребности в автономии и компетентности?

3. Как Вы удовлетворяете эту потребность сейчас? Насколько она удовлетворена? (0-10)

4. Подумайте о том, что еще Вы можете сделать, чтобы удовлетворить эту потребность. Где, когда, с кем это возможно?

5. Составьте план действий:
Шаг 1.
Шаг 2.
Шаг 3.