Схема-терапия. Базовые понятия.
Воркшоп для студентов БГУ
Схема-терапия — интегративный метод психотерапии, включающий в себя модели и методы когнитивно-поведенческой терапии, психоанализа, гештальт-терапии, эмоционально-фокусированной терапии, транзактного анализа. СТ опирается на теорию привязанности, психологию развития, нейробиологию.

Схемы — это «самодеструктивные эмоциональные и когнитивные паттерны, сложившиеся в раннем детстве и сохраняющиеся на протяжении всей жизни» (Джеффри Янг) Схемы являются отражением неудовлетворенных жизненно важных потребностей ребенка и следствием его адаптации к негативному опыту.

Базовые эмоциональные потребности:

1. Надежная привязанность (любовь, принятие, безопасность, защита, понимание и сострадание, поддержка и поощрение, наставничество и направление, стабильность и предсказуемость)

2. Автономия (самостоятельность, компетентность, идентичность, независимость, самодостаточность, контроль над собой и обстановкой — в соответствии с возрастом)

3. Самоконтроль (структурированные отношения, реалистичные границы, разумная дисциплина, умение следовать правилам)

4. Самоуважение (направленность на себя и свободное выражение потребностей и эмоций)

5. Самовыражение (спонтанность и способность получать удовольствие, игривость и непринужденность)

Режимы в схема-терапии:

1. Детские режимы (уязвимый ребенок, сердитый, импульсивный) включаются в ответ на ущемление базовых эмоциональных потребностей

2. Режимы Критика (требовательный, обвиняющий, карающий, запугивающий) отражают интернализованное негативное поведение значимых других в детстве

3. Копинговые режимы (капитуляция, избегание, гиперкомпенсация) представляют собой стратегии защиты от активации схем.

Режимы включаются при активации схемы. Могут быстро сменяться.

Здоровые режимы:
1. Счастливый Ребенок
2. Здоровый Взрослый
3. Хороший Родитель

Цели терапии — сформировать/укрепить режимы Здорового Взрослого (самоподдержка, забота о потребностях, гибкие конструктивные копинги) и Счастливого ребенка (состояние удовлетворения как преобладающее). Здоровый взрослый как прослойка между ребенком и критиком, между ребенком и копингами — это позволяет освободиться от влияния дезадаптивных схем и научиться удовлетворять потребности конструктивными способами.

Базовые принципы и методы работы в схема-терапии:
- Замещающее родительство
- Эмпатическая конфронтация
- Когнитивные
- Экспериенциальные
- Поведенческие техники